Оставьте свои данные
и мы поможем Вам расчитать
стоимость доставки груза

Спасибо, наш специалист скоро с Вами свяжется
Не успешно!


CAPTCHA Image Reload Image
×

Введите Ваше имя и телефон. Специалист компании «Лайнер» свяжется с Вами, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Спасибо, наш менеджер скоро с Вами свяжется
Не успешно!

CAPTCHA Image Reload Image
×

Оставьте свои данные
и мы поможем Вам расчитать
стоимость доставки груза

Спасибо, наш специалист скоро с Вами свяжется
Не успешно!


CAPTCHA Image Reload Image

×

Введите Ваше имя и телефон. Специалист компании «Лайнер» свяжется с Вами, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Спасибо, наш менеджер скоро с Вами свяжется
Не успешно!

CAPTCHA Image Reload Image
×

ФАС возобновила дело о сговоре операторов морских контейнерных перевозок

23/07

Федеральная антимонопольная служба после изучения рынка сообщила о возобновлении расследования в отношении российских агентов крупнейших морских контейнерных перевозчиков по подозрению в антиконкурентных действиях – установлении или поддержании цен на рынке международных океанских контейнерных перевозок в ближайшее время

Заместитель руководителя управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Мухамед Хамуков рассказал «Гудку», что рассмотрение данного дела приостанавливали для проведения комплексного научного исследования рынка. Он также добавил, что к проведению исследования привлекли экспертов в области морских и океанских перевозок. 

Параллельное расследование в отношении агентов проводит и антимонопольный орган в Китае. По словам заместителя руководителя ФАС России Александра Кинёва, ведомство планирует в ближайшее время возобновить рассмотрение дела. «Предполагается, что летом, в ближайшие недели, это дело вступит в завершающую стадию. Мы ждали документы из Китая, получили их». 

В ФАС напомнили, что основанием для возбуждения дела послужили документы и информация, полученные в начале 2013 года в ходе совместных внеплановых проверок ФАС и Министерства внутренних дел в отношении 14 российских компаний – агентов крупнейших мировых судоходных линий. 
«В ходе проверок агентов судоходных линий выявлены факты синхронного установления судоходными компаниями одинаковых надбавок к ставкам фрахта (GRI) за услуги по перевозке грузов в контейнерах по направлению Юго-Восточная Азия, а именно Дальний Восток – Северная Европа (в том числе в Санкт-Петербург) в 2012–2013 годах. Факты могут свидетельствовать о признаках наличия картеля – соглашения на рынке морских контейнерных перевозок, запрещённого законом о защите конкуренции». 

Среди фигурантов дела – агент Maersk ЗАО «Маэрск», агент MSC ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь», агент CMA CGM ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь», агент APL ООО «АПЛ СНГ», агент «K» Line Europe ООО «К» Лайн РУС», агент японской компании NYK LINE ООО «НИК Лайн Рус» и другие. 

Мухамед Хамуков добавил, что наказание по данной квалификации дел предусматривает так называемые «оборотные штрафы» – от 1 до 15% годовой выручки хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке. «При наличии определённых квалифицирующих обстоятельств ФАС России может передать материалы дела в МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 Уголовного кодекса. Зарубежные коллеги также проявляют интерес к рассматриваемым обстоятельствам. Российский антимонопольный орган взаимодействует по данному вопросу с европейским и китайским антимонопольными ведомствами». 

Относительно того, может ли ФАС повлиять на контейнерных перевозчиков, в числе которых нет российских компании, в ведомстве отмечают, что специалисты сейчас изучают взаимоотношения между участниками рынка, механизмы ценообразования. Только после этого расследование о сговоре операторов морских контейнерных перевозок будет завершено. 

Если факт сговора будет доказан, то по данной квалификации дел предусмотрено наказание в виде так называемых «оборотных штрафов» – от 1 до 15% годовой выручки хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке. Хотя в ФАС не исключают, что материалы могут быть переданы и в МВД для возбуждения уголовного дела по статье об ограничении конкуренции. А это грозит лишением свободы на срок до семи лет. Такой вариант возможен, если будет доказан факт получения крупного (5 млн руб.) или особо крупного (25 млн руб.) дохода в результате картельного сговора. 

Эксперт по транспорту, руководитель проектов кадрово-логистического центра SKY Building Ирина Зинкина пояснила «Гудку», в каких случаях российский антимонопольный орган имеет право влиять на перевозчиков: «В работе морских линий на территории России есть различия, вызванные организационными особенностями. Линии работают не только через агентов, но и через представительства. ФАС может повлиять только на те линии, которые имеют прямые представительства в стране». 

Эксперт антимонопольной практики URC Group Дмитрий Свиридов полагает, что доказать факт картельного сговора ФАС будет непросто, поскольку письменных договорённостей по этому вопросу, скорее всего, у проверяемых субъектов нет. «В связи с чем придётся доказывать сговор, который выражается в согласованных действиях, не закреплённых в письменном соглашении сторон», – прокомментировал он «Гудку». 

По его мнению, такого рода дела всегда отличаются сложностью, и к выводу о нарушении приходят, как правило, по косвенным обстоятельствам (синхронность действий, увеличение цены до уровня экономически необоснованной и др.). 

При этом, отметил эксперт, для доказательства согласованности действий, то есть сговора, требуются многочисленные исследования. Включая аналитические мероприятия, работу с цифрами, подтверждение, что отсутствует реальное экономическое обоснование для повышения ставки. Всё это создаёт дополнительные сложности для контролирующего органа. 

Если же в ходе проверки будут выявлены антиконкурентные соглашения, закреплённые письменно, то процесс доказывания будет существенно облегчён.

Гудок 

Политика конфиденциальности Отказ от ответственности Согласие на обработку персональных данных