Оставьте свои данные
и мы поможем Вам расчитать
стоимость доставки груза

Спасибо, наш специалист скоро с Вами свяжется
Не успешно!


CAPTCHA Image Reload Image
×

Введите Ваше имя и телефон. Специалист компании «Лайнер» свяжется с Вами, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Спасибо, наш менеджер скоро с Вами свяжется
Не успешно!

CAPTCHA Image Reload Image
×

Оставьте свои данные
и мы поможем Вам расчитать
стоимость доставки груза

Спасибо, наш специалист скоро с Вами свяжется
Не успешно!


CAPTCHA Image Reload Image

×

Введите Ваше имя и телефон. Специалист компании «Лайнер» свяжется с Вами, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Спасибо, наш менеджер скоро с Вами свяжется
Не успешно!

CAPTCHA Image Reload Image
×

Тренд ухода в «тень» в сфере ВЭД

19/03

 Совершенно очевидно, что в нынешних условиях состояния экономики усиливается тренд схлопывания бизнеса таможенных представителей. Уже сегодня мы видим, что ряд компаний готовы уйти с рынка, официально «расставшись» со статусом таможенного представителя, включенного в соответствующий Реестр Федеральной таможенной службы России. Это означает лишь одно - «серый» сегмент услуг по таможенному оформлению будет стремительно разрастаться, а на рынке вновь начнет доминировать технология выпуска за печатью клиента

У этого процесса есть три основные техники ухода «в тень»: радикальная, взвешенная и оптимизирующая затраты. В первом случае компания выходит из Реестра и по договоренности с клиентами работает за их печатью. Во втором – происходит объединение двух и более таможенных представителей под одним брендом. При этом только часть грузов уходит в разряд «за печатью клиента», а основной поток сохраняется в «белой зоне», прежде всего для крупных или «градообразующих» клиентов. Третий способ характерен для холдинговых решений, когда два таможенных представителя сливают свои клиентские потоки и персонал. Такое объединение таможенных представителей позволяет почти двукратно снизить расходы на обслуживание обеспечения для включения в Реестр. Обычно в этом случае таможенное оформление не переводится в «серый сектор» даже частично.
Среди основных причин исхода в «серое» можно уверенно выделить две. Первая, и именно она является основной, – произошедшее значительное удешевление рубля по отношению к ведущим валютам. Это означает, что и без того «неподъемное» обеспечение деятельности таможенного представителя в 1 млн евро теперь стало обходиться почти в два раза дороже. Вторая причина лежит на поверхности – это значительное снижение импорта и наличие тренда на его дальнейший спад. Данное условие как раз и можно решить путем оптимизации процессов внутри самого таможенного представителя, причем без необходимости выхода из Реестра.

Падение статуса

На протяжении более 10 лет, начиная с выхода в свет в 2004 году Таможенного кодекса (ТК) РФ, законодательство России в сфере таможенного дела и ВЭД постоянно и непрерывно совершенствуется. С тех пор у бизнеса покоя нет: каждый последующий законодательный акт, регулирующий эту сферу, становится все более «отвечающим международным нормам» и все более «прямого действия». В связи с образованием Таможенного союза (ТС), а теперь уже и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) законодательство существенно усложнилось за счет отсылочных норм на национальные законодательства.
Тем не менее прогресс, как говорится, «налицо», и в уже подготовленном проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, который должен вступить в силу в 2016 году, мы видим ряд действительно прогрессивных новелл: приоритет использования информационных технологий во всех разделах, начиная с таможенного оформления и заканчивая проведением платежей.
Сегодня хотелось бы обратить внимание на неравномерное развитие профессиональных институтов таможенного представителя и уполномоченного экономического оператора (УЭО). Если в случае с последним процесс можно охарактеризовать одним словом - «прорывной», то с таможенным представителем налицо явная стагнация. Статус УЭО полностью реформирован в сторону соответствия мировым стандартам. Он разделен на три категории с различным функционалом и различным размером вносимого обеспечения. Это позволит бизнесу учесть особенности обладания статусом и расширит возможности его применения. На сегодняшний день Реестр УЭО ведется с нарушением заявленных временных параметров, а объем декларирования операторами в России оценивается цифрой в один неполный процент. Брокерский процент пока выглядит более внушительно - 43% (рисунок 1).

Что ждет рынок?

Давайте осторожно порассуждаем: сегодня УЭО используется крайне мало, более того, многие компании, вошедшие в Реестр ФТС, не знают, что делать «с этим счастьем». Юридические возможности позволяют использовать статус УЭО только производственным компаниям для собственных нужд. Совершенно новые возможности у оператора появятся в новом Таможенном кодексе ЕАЭС. Они по сути, будут очень схожи с функционалом таможенного представителя, только с гораздо щадящими уровнями внесенного обеспечения.
На наш взгляд, подобные новшества могут революционным образом переформатировать рынок услуг в сфере таможенного дела, поскольку в новых условиях уполномоченные экономические операторы могут стать доминирующими на нем.

Что делать?

Вступление нового Таможенного кодекса ЕАЭС в силу при самом оптимистичном исходе ожидается в январе 2016 года. Даже если это случится в срок, скорее всего, в нем будет прописан переходный период для приведения национальных законодательств в соответствие с ним. Если учесть те обстоятельства, что ТК ЕАЭС в значительной части разрабатывался на основе предложений казахского бизнеса и что в Казахстане уже сейчас идет параллельная работа по принятию будущих поправок в национальное законодательство, а у нас в России пока о такой работе мы ничего не знаем, значит, нам понадобится значительный переходный период.
В этой связи сегодня существует ряд реальных угроз для профессионального рынка услуг в сфере таможенного дела, требующих системного решения и возможно срочного изменения действующего таможенного законодательства Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Нынешняя экономическая ситуация показала несостоятельность нормативного закрепления суммы обеспечения для включения в Реестр в 1 млн евро. Все операторы с теплотой вспоминают ранее действующее требование в 50 млн рублей.
Состояние банковской сферы сегодня усугубляет положение с банковской гарантией из-за сильно ужесточившихся требований. Необходимость таможенному представителю иметь в штате аттестованных специалистов по таможенным операциям противоречит европейским нормам, где качество услуги не зависит от «корочек» персонала компании и определяется его реальными профессиональными качествами и способностями.

Так отработали в 2014 году

Общий декларационный массив Северо-Запада по итогам прошлого года оказался немного ниже, чем в 2013 году, точнее, уменьшился на 10%. Если в середине года это было почти незаметно, то к его концу провал стал увеличиваться, а с начала 2015 года тренд еще больше идет вниз. Небольшие размеры доли снижения объясняются наличием «старых» действующих контрактов. Тем не менее всегда интересно узнать, какие компании остаются уверенно «на плаву». Значит, настало время ежегодного рейтинга таможенных представителей Северо-Запада (рисунок 2).
В 2014 году в нем первое место вернул себе таможенный представитель ООО «Восход», который по итогам 2013 года занимал вторую позицию. Стабильно неизменной осталась пятая позиция рейтинга топ-5 лучших таможенных представителей. Она по-прежнему принадлежит ООО «Транс-Бизнес Брокер». На других позициях произошло много изменений. Так, ООО «ТАМАРИКС Лоджистик» поднялся с третьего места на второе, а ООО «ТЕКТУМ» с первой позиции переместился на третью. Впервые, заняв четвертую строчку, в рейтинг вошло ООО «Таможенно-Логистический Оператор», при этом ООО «СЗТК» покинуло топ-5.

Политика конфиденциальности Отказ от ответственности Согласие на обработку персональных данных